|
|
2015-08-04
Нефть Brent торгуется на минимумах этого года
Ни факторы предложения, ни факторы спроса пока не помогают уменьшить избыток нефти на мировом рынке, пишет газета «Ведомости». Сланцевые добытчики в США активизировали бурение, компании и страны продолжают битву за рынок, увеличивая добычу, Иран готовится нарастить экспорт после отмены санкций. С другой стороны, экономическая ситуация в Китае продолжает ухудшаться, подрывая надежды на то, что рост спроса поглотит нарастающее предложение.
«Перспективы восстановления нефтяных цен во втором полугодии испарились, и существует очевидная и реальная опасность того, что они протестируют минимумы этого года», – считает Дэвид Хавтон из нефтяной брокерской компании PVM.
Цена нефти Brent на торгах в понедельник опускалась до $49,52 за баррель, WTI — до $45,11. После обвала, начавшегося в июне 2014 года, цена Brent достигала минимума на торгах 13 января ($45,19), WTI — 18 марта ($42,03).
Между тем компании, занимающиеся добычей сланцевой нефти в США, в последнее время, наоборот, демонстрируют повышенную активность. С октября 2014 года по весну 2015 года они более чем вдвое сократили количество буровых установок, что, однако, не привело к падению добычи. По данным Управления энергетической информации США, она выросла с 9,12 млн баррелей на конец года до 9,61 млн на 5 июня (максимум с 1983 года, когда стала собираться информация); по последним данным, на 24 июля, добыча составляла 9,41 млн баррелей в день.
А крупнейшие энергетические компании, пусть и отложили, по подсчетам Wood Mackenzie, инвестиции в новые проекты на $200 млрд, продолжают активно эксплуатировать действующие. Аналитики Barclays отслеживают 101 компанию, на них приходится около 40% мировой нефтедобычи, эти компании не собираются сокращать темпы наращивания производства: увеличив его на 1 млн баррелей в день в 2014 году, они планируют добыть на 1,4 млн баррелей в день больше в 2015 году и поддерживать этот же уровень в 2016 году.
Между тем Саудовская Аравия в последние месяцы добывает близкие к рекордным объемы нефти, наращивает добычу и Россия. А Иран, как сообщило 3 августа государственное информагентство IRNA со ссылкой на министра нефти Бижана Намдара Зангане, сможет увеличить добычу на 500 000 баррелей в день уже через неделю после снятия санкций и на 1 млн баррелей – через месяц, что гораздо быстрее, чем полагали аналитики.
Падение нефти привело к росту курсов доллара и евро до более чем 63 и 69 рублей соответственно.
Для бюджета-2015 ситуацию пока нельзя назвать драматической: он сверстан исходя из среднегодовой цены нефти российского сорта Urals, который обычно на несколько долларов дешевле Brent, $50/барр., за январь — июль она составила $56,76. Закон о бюджете предполагает использовать в 2015 году 3,2 трлн рублей из резервного фонда на покрытие нехватки доходов и источников финансирования дефицита (заемных средств, поступлений от приватизации). С начала года Министерство финансов взяло из него 700 млрд рублей: 500 млрд в феврале и 200 млрд в июле. Причем, несмотря на июльское изъятие, резервный фонд из-за девальвации в рублевом выражении даже увеличился — с 4,27 трлн до 4,3 трлн рубля.
Ослабление рубля увеличивает и доходы бюджета, но это эффект краткосрочный, к тому же часть его нивелируется увеличением расходов, привязанных к валюте или инфляции: устойчивость росту доходов может обеспечить только экономический рост, подчеркивает федеральный чиновник.
|