Архив номеров
Полная база кредитных программ
Автокредиты
Ипотека. Кредиты на жилье, кредиты под залог жилья
Потребительские кредиты наличными на любые цели
Целевые кредиты на товары и услуги
Кредитные карты

Банки
Екатеринбург


Вопрос-ответ. Кредитный гуру.
Ипотека
Кредиты для бизнеса и физических лиц
Кредитные карты
Словарь заемщика


// Журнал / 2012 / №9 (76) сентябрь 2012 / Сергей Нетиевский: «Мы — «официальные дилеры белого юмора»
распечатать

Сергей Нетиевский: «Мы — «официальные дилеры белого юмора»

Сергей НетиевскийЮмор в России, кажется, превратился в привлекательный бизнес. Телеканалы транслируют множество шоу с участием бывших КВНщиков, концерты «ПрожекторПэрисХилтон», «Уральских пельменей», «Шести кадров» собирают полные залы. Каким образом это произошло и насколько трудно зарабатывать юмором, «Нашим деньгам» рассказал автор, актер и продюсер команды «Уральские пельмени» Сергей Нетиевский.

- Сергей, начнем с истоков. «Уральские пельмени» появились на свет в 1993-м. Когда вы заработали юмором свои первые деньги?

- Через пять лет. В 1998-м мы одними из первых среди КВНщиков начали ездить по гастролям, монетизировать ту популярность, что нам дал «Первый канал». Это, конечно, были смешные деньги, но на жизнь хватало.

До 98-го я зарабатывал деньги, руководя хозяйственным магазином. Он, кстати, существует до сих пор.

- А кто вас содержал в течение пяти лет?

- Нам удавалось привлечь партнеров, их было около пяти-семи. Сначала было крайне тяжело: деньги спонсоров КВНовских команд практически никак не отбиваются. Ну назовет их Александр Васильевич один раз во время игры, ну поставят в зале баннеры. И все. Для бизнеса это, скорее, меценатство.

Легче стало, когда нас начали показывать по телевизору.

- Какие затраты были у команды на первоначальном этапе? И что с ними случилось сейчас? Ходили слухи, что, например, написание домашнего задания или СТЭМа, гарантированно проводящего команду в финал высшей лиги, стоит около 10 млн рублей...

- В первые годы нам нужны были деньги только на то, чтобы попасть на большие фестивали. Например, на Сочи нам, помню, спонсоры дали 100 тыс. рублей. Столько же (или меньше) мы потратили в 2001-м на Юрмалу. Тогда, помню, мы взяли с собой только «Доширак» и тушенку, жили все вместе в каком-то старом деревянном доме.

По поводу 10 миллионов - я таких цифр никогда не слышал. Дело в том, что мы никогда не покупали готовых домашних заданий, СТЭМов или номеров. Максимум, мы приглашали авторов и платили им зарплату.

«Уральские пельмени» - в своем роде уникальная команда. У нас никогда не было деления на актеров и авторов. Мы сами пишем, сами играем, и потому можем импровизировать. Вся капитализация находится внутри нас.

Мне в принципе не нравится схема, когда команда превращается в проект, когда нанимаются смазливые актеры, играющие то, что написали неизвестные им авторы. В такой модели ни у кого, кроме руководителя проекта, нет мотивации делать свое дело хорошо. Потому, если идейный вдохновитель уходит, то все рушится.

- А у вас, если уйдет один человек, ничего не рухнет?

- Нет. У нас ничего не изменится. Команда будет существовать, потому что у нас есть костяк, есть мотивация, есть совершенно иные внутренние связи. На самом деле многие пытаются попробовать себя на стороне, но все возвращаются.

- У Светлакова получилось.

- Да, он нашел себя индивидуально сильным, рискнул, и у него получилось. Но у Светлакова все же иной бэкграунд: он учился в УрГУПСе, пришел в команду в 99-м и играл с нами четыре года. Безусловно, он вжился в коллектив, но в то же время всегда был птицей свободного полета. А все остальные учились в УПИ, нас связывают стройотряды, лекции, колхозы, куча общих знакомых.

Маховик юмора

- Вы сразу в 93-м знали, что юмор рано или поздно должен принести вам деньги?

- Нет. Тогда мы вообще о деньгах не думали. Тогда нам было в радость нравиться людям, мы хотели сами друг другу что-то доказать, самовыразиться. Но такое возможно только в молодости.

В сорок у тебя уже есть семья и дети, ты смотришь на своих сверстников, на то, чего они добились, и думаешь: «Наверное, я что-то не то делаю, если мое занятие мне не приносит денег».

- Но сейчас вы зарабатываете весьма неплохо. Сколько, если не секрет?

- Вот видите велосипеды? На них нам хватает. В общем, не хуже, чем на заводе работать.

Да, сейчас маховик раскручивается и монетизация наших внутренних талантов увеличивается в геометрической прогрессии, но не надо думать, что эти деньги свалились нам с неба. Это огромный труд. На нервах, на эмоциях. Работы настолько много, что мы живем в команде больше, чем в семьях. Так что я думаю, что мы заслужили небольшие дивиденды.

Главное, что эта работа приносит нам удовольствие. Не так уж и много таких профессий.  

- Все бизнес-стартапы рано или поздно попадают в так называемую «долину смерти», когда деньги заканчиваются, мотивация работать пропадает, отношения в команде резко ухудшаются. Вам приходилось с таким сталкиваться?

- Да, было два переломных момента. Первый - в 1998-м, когда мы проиграли в полуфинале КВН. Но тогда сумели сохраниться. А второй - когда мы закончили с КВНом в 2003 году. Что делать дальше, нам было непонятно. Мы предлагали проекты на ТВ, но продюсеры не выказывают никакого интереса. Гастроли потихоньку угасали. Жить за счет московских концертов два раза в год невозможно. И тогда в 2009-м к своему 16-летию мы сделали юбилейный концерт в Москве. Это стало отправной точкой нашего восхождения. Я пригласил продюсеров главных телеканалов и бесплатно отдал запись на РЕН-ТВ. Концерт показали, рейтинги были хорошие. И тогда телевизионные боссы с СТС поняли, что с нами можно иметь дело.   

- Корпоративами не перебивались? Или у вас этого периода не было вовсе?

- Был. Он и сейчас продолжается. Но мы беремся за такую работу крайне редко. Корпоративы не всегда приятно вести. Ты человека не знаешь, приходится откровенно врать, быть ласковым. И эта фальшь всем претит. Иногда парни говорят «нет, и все». «Даже за любые деньги?» «Даже за любые деньги». Нам не хочется пресмыкаться, лучше мы дадим пару концертов в городах, где тебя действительно ждут и любят. Ты выходишь на сцену, и идет совершенно другой обмен энергией.

- В одном из своих интервью вы говорили, что в разных регионах России юмор разный. В чем это выражается?


- Я бы не сказал, что он сильно разнится. По крайней мере, мы особо под разные регионы не подстраиваемся. Некоторые отличия, конечно, есть. Например, на Урале и восточнее зритель более душевный, близкий нам. А в центральной России (Москва, Подмосковье, Ярославль, Нижний Новгород, Питер) аудитория потяжелее. Не знаю почему, может, близость столицы их портит.

Последние два года я не езжу с «Пельменями» на концерты, я раскручиваю маховик шоу, занимаюсь организацией съемок, продюсированием.

- Чем все-таки «Пельмени» больше зарабатывают? Концертами, шоу, продажей дисков?

- Думаю, что в равной степени концертами и шоу. Бизнес по продаже дисков находится на последнем издыхании.

- То есть юмор все-таки стал для вас бизнесом?

- Наверное, можно назвать и бизнесом. Но этот бизнес - коллективный. Все десять участников являются его учредителями и пользуются плодами творчества и популярности.

- Для любой начинающей компании крайне важно найти свою нишу. В юморе так же?

- Да, каждое юмористическое шоу должно найти свою нишу, иначе оно обречено на скорую смерть.

- Какова ваша ниша?

- Хороший семейный юмор. Мы «официальные дилеры белого юмора в России» - так мы в шутку себя называем. Мы не шутим ниже пояса, мы шутим выше плеч. Кроме того, у нас костюмированное шоу, почти мини-театр. Этим мы отличаемся и от Comedy Club, и от КВНа.   

- Как бы вы охарактеризовали свой формат?  

- Юмористический концерт, состоящий из короткометражных историй на определенную тему.

- Зрители поговаривают, что «Пельмени» стали слишком дороги. Ваши аппетиты выросли?

- Этому есть совершенно объективные причины. С 2009 года качество наших шоу заметно выросло - декорации, костюмы, свет, технические навороты. Кроме того, каждые полгода увеличивается стоимость аренды площадки. Несколько лет назад Дворец молодежи на день можно было снять за 50 тыс. рублей, сейчас ценник в несколько раз выше.

Наши аппетиты тоже немножко выросли, но их влияние на конечную стоимость билета незначительно. И все равно мы значительно дешевле многих звезд отечественного шоу-бизнеса, прыгающих по сцене и поющих под фонограмму.

- Сколько в процентах остается с концерта команде?

- Скажу только, что расходы занимают больше половины выручки.

- Кризис на сферу юмора никак не повлиял?

- Нет, он прошел очень гладко. Наоборот, в эпоху потрясений людям хочется зрелищ, хочется, чтобы их смешили. Это отвлекает от повседневности.  

- Параллельно участники команды занимаются другими проектами? Или у вас тирания?

- Занимаются. Я учусь на режиссерских и сценарных курсах, собираюсь продюсировать кино. Есть свои проекты у Андрея Рожкова. Дима Соколов снимается в рекламе и кино. Сергей Ершов пишет сценарии для сериалов. Как видите, мы все равно остаемся в плоскости творчества.

Очень смешная передача

- А вы заметили, когда в России юмор стал приносить деньги?


- Это произошло как-то очень плавно и незаметно. Хотя объяснить такой поворот довольно просто. В СССР не умели зарабатывать в принципе, потом случилась приватизация, и люди сделали деньги на том, что поделили госимущество. А как зарабатывать дальше? Только мозгами. Спасибо Александру Васильевичу Маслякову, что он научил нас юмору, привил к нему вкус. И это нас так «засосало», что мы больше ничем другим не стали заниматься.
Первопроходцами, пожалуй, были новосибирские КВНщики - Шац, Лазарева, Бочаров, Белоголовцев, Кабанов - которые в 96-м создали ОСП-студию. Потом пошел Comedy Club. Потом подтянулись и остальные.

Дело в том, что Александр Васильевич Масляков никак не использовал эти ресурсы, которые сам же и воспитал. Не мог или не хотел - мне неизвестно. Но когда команда достигала определенного уровня профессионализма, выигрывала титул чемпиона, ей по линии КВН идти было некуда. Приходилось создавать свои проекты.  

- Говорят, Масляков сильно обижался на тех КВНщиков, которые создавали свои проекты.

- Я бы сказал, что он ревностно относился к тому, что КВНщики уходили и делали что-то на стороне. Но он ничего не мог им предложить. Представь, познакомился ты с девушкой в другом городе, у вас был очень бурный роман, но ты уехал и думаешь, что она будет тебя ждать восемь лет, пока ты вернешься. Так же не бывает.

- Каков рецепт удачного юмористического шоу?

- Его нет. Это очень тонкая материя. Когда у команды есть общая цель, когда все актеры являются авторами, то в воздухе образуется нечто, что нельзя описать словами. Оно и делает шоу популярным. Я смотрю на то, что мы делаем, и не вижу пределов. Все ждут, что мы вот-вот сдуемся, но этого не происходит. Каждый новый концерт у нас не похож на предыдущий. Мы делаем то, что нам нравится. Если себя не обманываешь, то зритель это видит, чувствует. А когда все вымучено... то результат другой.

- В последнее время в ваших номерах стало больше политики. Это ваша позиция или общественный запрос?


- Наша личная позиция. Мы же видим, что вокруг происходит, иногда мы позволяем себе и политическую сатиру. Вообще все, что мы делаем, рождается из внутреннего мироощущения, и многие истории берутся из жизни, строятся на том, что всех волнует. Пока нас понимают зрители, мы будем заниматься любимым делом.

Беседовал Сергей Ермак


Выбор кредита
шаг за шагом

Перейти
Кредитный калькулятор Перейти


Адрес редакции: 620062, Екатеринбург, у. Малышева, 105, офис 616,

Телефон редакции:(343)345-03-34, e-mail:

Создание сайтов
Продвижение сайтов
«Cумма технологий»