В регионах России проходят мероприятия масштабного и бесплатного Всероссийского форума-выставки «Франчайзинг. Регионы». Первый этап этого глобального мероприятия состоялся в столице Урала. Российская ассоциация франчайзинга (РАФ), компания «КонгрессБюро» и Фонд «Екатеринбургский центр развития предпринимательства» работают над задачами популяризации темы партнерского бизнеса, выстраивания диалога между франчайзерами, инвесторами, предпринимателями, представителями органов государственной власти, а также развития потребительского рынка как крупных городов, так и малых территорий региона.
На выставке франчайзинговых концепций во Дворце игровых видов спорта в Екатеринбурге было представлено почти 30 франшиз как федеральных, так и региональных брендов. Среди них - «1С: франчайзинг», «Айкрафт-Оптика», «Максим», «КРЕПЫЖ», «Тонус-Клуб», «Ресторатор», «Домоделово», «Золотая Середина», «Любимая кухня», «Крошка Ру», «Арсенал +», «Гемотест», KASUMI и другие.
«Работа под известным брендом благотворно сказывается на развитии бизнеса, особенно это актуально для малого бизнеса. В данном случае малый бизнес ориентируется на федеральные и международные стандарты, производя более качественные товары и услуги. Тем самым выигрывает и потребитель. Чем больше предпринимателей будет разбираться в вопросах франчайзинга, тем выше будет становиться уровень потребительской культуры», - комментирует
руководитель Уральского отделения Российской ассоциации франчайзинга Андрей Разуваев.
Наш словарь
Франчайзинг - система продвижения на рынке товаров и/или услуг, а также технологий, которая основана на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми сторонами - франчайзером и франчайзи. При этом франчайзер передает франчайзи право и налагает обязательства вести бизнес в соответствии с концепцией франчайзера. Эти права влекут за собой и обязывают франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое вознаграждение, использовать торговую марку и/или товарный знак франчайзера, его ноу-хау, методы ведения бизнеса и технологию, процедуры и другие права на производственную и/или интеллектуальную собственность при продолжительной поддержке в технических вопросах и в вопросах ведения бизнеса со стороны франчайзера в рамках и в период действия специально заключенного обеими сторонами для этой цели франчайзингового договора.
Франшиза представляет собой пакет прав, охватывающих права интеллектуальной собственности на один или несколько товарных знаков, фирменных наименований, промышленных образцов и образцов, охраняемых авторским правом, а также технологию ноу-хау и коммерческую тайну, которыми будут пользоваться для продажи товаров или оказания услуг пользователям.
Франчайзер - компания, которая передает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. франчайзер исследует, развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж («бренд»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную тиражируемость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.
Франчайзи - лицо, самостоятельный предприниматель или компания, приобретающая у крупной фирмы на определенный срок и на определенных условиях исключительное право на ведение коммерческой деятельности с использованием ее торгового знака и технологий.
Паушальный взнос - первоначальный взнос, который франчайзи обычно выплачивает только один раз франчайзеру за лицензию на использование торговой марки, операционной системы и «секретных» рецептов и технологий бизнеса. Оплата обычно происходит при заключении контракта. Иногда (особенно в начале раскрутки бизнеса по франшизе) взнос отсутствует.
Роялти - периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзеру за использование торговой марки и поддержку на месте. Сервисная плата обычно рассчитывается как процент валовых продаж, но может также иметь форму фиксированной платы или быть встроенной в стоимость товара. Последний вариант особенно характерен для случая, когда франчайзер одновременно является и поставщиком товара.
Франчайзинговый договор (договор коммерческой концессии) - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Мастер-франшиза - франшиза на право продажи франшиз. Купив мастер-франшизу на определенную территорию, франчайзи имеет право продавать франшизы только на данной территории.
Подготовил Олег Власов