Уникальный образовательный проект дает молодым женщинам с детьми не выпадать из активной жизни, получая полезные знания и реализуя смелые бизнес-идеи.
Накануне пасхальных праздников выпускницы учебной программы «Мама-предприниматель» собрались вместе, чтобы принять участие в дискуссии о женском предпринимательстве. Они рассказали, как участие в проекте изменило их жизнь, как раскрылись их самые неожиданные таланты и с какими подводными камнями они столкнулись в процессе смены сферы деятельности и своего мировоззрения.
Низкокалорийное счастье
Рабочий день Насти Талышкиной сегодня длится 15 — 16 часов. С раннего утра она спешит в свой недавно открытый цех, где организовано производство ее необыкновенных десертов без муки и сахара. Потом нужно рассортировать все заказы, дать инструкции курьеру, проверить запасы сырья и материалов на складе, оформить финансово-хозяйственную документацию. А еще нужно быть готовой в любое время ответить на любой вопрос по телефону от клиента, поставщика, аудитора: когда прибудет заказ, когда поступит оплата за поставленные продукты, соответствует ли ее помещение нормам СанПиН, и прочая, прочая, прочая. Но Настя не ощущает усталости и тяжести груза новых забот.
— Я просто счастлива, — признается она, глядя на меня сияющими глазами человека, нашедшего свое место в жизни. — У меня сейчас хлопот в тысячу раз больше, чем год назад, когда я просто сидела дома в декрете, считала часы до прихода мужа с работы, а весь мой день был отражением жизни моего полуторагодовалого сына. Теперь я меньше высыпаюсь и не успеваю смотреть ток-шоу по телевизору. Но! Я занимаюсь делом, которое мне действительно нравится и дает массу разнообразных впечатлений. Это мое дело!
В июне 2014 года Настя подала заявку на участие в социальном проекте компании Amway «Мама-предприниматель». Это система бесплатного бизнес-обучения для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Все, что нужно для участия в программе, — желание изменить свою жизнь и собственная бизнес-идея.
Идея у Насти Талышкиной была — она хотела основать свою кондитерскую, причем особенную, по производству сладостей без калорий и без вреда для здоровья.
— За время декрета я набрала 15 кг лишнего веса,
— рассказывает Настя. — Не могла отказать себе в удовольствии съесть пирожное или кусочек торта. И случайно узнала, что есть технология выпечки низкокалорийных сладостей: без муки, сахара и масла, из особых ингредиентов. Вкусовые качества прекрасные, а энергетическая ценность любого изделия порядка 100 ккал на 100 граммов — в четыре раза меньше, чем у обычных тортов. Сперва начала экспериментировать для себя — готовила такие десерты дома, искала правильные соотношения. Потом стала угощать друзей, а однажды соседка по подъезду предложила испечь для нее легкий торт на заказ. И я подумала, а почему бы не сделать из моего нового увлечения бизнес?
Торты как способ изменить жизнь
Анастасия погрузилась в собственный бизнес-проект со всей страстью и энергией. Первой производственной площадкой стала семейная кухня. Настя неожиданно раскрыла в себе талант кулинара, хотя раньше воспринимала себя только как потребителя всевозможных тортов и сладостей. Изготавливать десерты оказалось чрезвычайно увлекательно. А еще более увлекательным было изучать законы бизнеса. В проект «Мама-предприниматель» Настя Талышкина была зачислена одной из первых. На занятиях, которые по традиции проходили в главном учебном корпусе Уральского федерального университета (УрФУ), что на улице Мира, 19, она открыла для себя новый мир. Узнала, как заключать договоры, как искать подрядчиков, как подбирать помещение для аренды.
В группе вместе с ней занимались 40 таких же, как она, молодых мам. Обучение проходило в течение сентября — ноября 2014 года. Стандартный курс — 72 часа. С выдачей документа о повышении квалификации. В ноябре все выпускницы представили на суд жюри свои итоговые бизнес-проекты, и именно Настина кондитерская по выпуску низкокалорийных десертов стала победителем программы 2014 года. Настя Талышкина получила грант от компании Amway на развитие своего бизнеса. Деньги на реализацию мечты.
— У меня будто крылья за спиной выросли!
— улыбается Настя. — После подведения итогов конкурса я поняла, что все делаю правильно, и теперь у меня точно все получится!
Новый отсчет
За первые три месяца 2015 года Настя Талышкина провернула массу работы. Во-первых, зарегистрировала ИП. Во-вторых, нашла помещение для цеха. В-третьих, заключила договор аренды. А еще получила разрешение от всевозможных контролирующих органов на открытие пищевого производства, наняла квалифицированного специалиста-кондитера для помощи в изготовлении тортов, открыла свой сайт (http://www.bezmuki.com) и даже обзавелась курьером для доставки готовых изделий клиентам — раньше эти обязанности выполнял муж Антон. Теперь Антон — менеджер семейной фирмы, а сама Настя гордо именует себя шеф-кондитером.
Объем заказов вырос в четыре раза. Если в конце прошлого года ИП Талышкина обрабатывала 50 — 60 заявок в месяц на низкокалорийные сладости, то в марте их количество увеличилось до 200, а в предпасхальные дни молодая фирма фактически перешла на круглосуточный режим работы. Главным «драйвером» роста продаж стала информация в социальных сетях и «народная молва» — клиенты наперебой рассказывают друг другу о необыкновенно вкусных и легких тортах и пирожных, которые можно есть, не переживая за фигуру.
О планах вернуться на прежнее место работы — до декрета Настя работала помощником руководителя в одной из частных компаний — она теперь и не вспоминает. Кстати, набранные за время длительного отпуска лишние 15 кг веса испарились еще на старте индивидуальной бизнес-деятельности. Теперь Настя Талышкина намерена дальше развивать свою кондитерскую и даже продавать идею подобного бизнеса по франшизе.
Трудности второго шага
Старт другой участницы программы «Мама-предприниматель» был не таким успешным. В 2013 году Олеся Русакова тоже прошла обучение в бизнес-школе Amway, но ее проект «Детский клуб «Яркая песочница» не стал победителем, и грант Олеся не получила.
Конечно, можно было вздохнуть, подумать: ну, значит, не судьба, и спокойно дожидаться окончания декретного отпуска. Но Олеся, получив начальные навыки бизнес-планирования, решила еще раз попробовать реализовать свою идею, только на этот раз полностью самостоятельно.
— Говорят, что на самом деле трудно сделать не первый шаг, а второй,
— рассказывает Олеся Русакова. — Начать любой проект не так сложно. А вот двигаться дальше, особенно когда первый шаг оказался не самым удачным, а препятствия начинают расти вокруг как снежный ком, — действительно тяжело.
И все-таки она сделала это! Нашла инвесторов, получила помощь от Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП), открыла первую крытую площадку весной 2014 года, а потом и вторую. На это ушел почти год. Сегодня клуб «Яркая песочница» существует по двум адресам: в микрорайонах Академический и Мичуринский. Он давно уже перерос первоначальную идею: организовать место, где дети смогут возиться круглый год, вне зависимости от капризов природы, с чистым песком. А песок в клубе — кварцевый, не только очищен, промыт и высушен, но и еще и подкрашен безопасными пищевыми красителями в яркий бирюзовый цвет. Также в этом клубе есть безопасные игровые зоны для ползунков от нескольких месяцев до года. Для детей постарше организованы занятия с аниматорами, имеется спортивный уголок и множество развивающих материалов. А главное — предусмотрено времяпрепровождение для мам: они могут посидеть в интернете, выпить чашечку кофе, просто отдохнуть на мягких диванах (их в каждом филиале — по восемь штук!), получить консультацию педагога или психолога, пока ребенок самозабвенно развлекается в безопасных условиях.
Радость преодоления
— Сейчас, когда я смотрю на то, в какой масштабный проект превратилась моя первая, тогда совсем не проработанная и толком не просчитанная бизнес-идея, сама удивляюсь, как все-таки удалось ее реализовать,
— признается Олеся. — Я лишь хотела попробовать — скорее даже из чисто спортивного интереса, довести начатое до конца. Посмотреть, смогу ли я что-то сделать сама, не опускать сразу руки. Я ведь узнала на этих курсах, как надо оформлять проект, писать заявки на кредиты, где можно получить юридическую и финансовую поддержку. Главное, что я осознала на программе «Мама-предприниматель», — что все возможно, что занятие бизнесом — не удел избранных, а обычная работа, которую надо просто делать тщательно и усердно. Я старалась. И это действительно очень интересно, хотя и трудно, и отнимает на первом-втором этапе массу сил и времени. Это колоссальный опыт преодоления.
Сегодня Клуб «Яркая песочница» — это два филиала с игровыми площадками свыше 150 квадратных метров. Это 200 кг отборного песка, два педагога, два аниматора, десятки преданных клиентов, уникальный летний лагерь и еще масса новых планов развития. А его руководитель — уверенная в себе бизнес-леди, полная решимости продолжать заниматься бизнесом.
Сила кооперации
Проект «Мама-предприниматель» существует три года. За это время только в Екатеринбурге его участниками стали почти 100 женщин. Гранты из них получили всего два человека. Но удивительно, молодые мамы не чувствуют себя конкурентками в борьбе за заветную сумму денег или обиженными на более удачливых коллег. Наоборот, перезнакомившись во время обучения и узнав о возможностях друг друга, они пытаются найти применение своим талантам в совместных проектах. Например, Олеся Русакова очень хочет привлечь в свой клуб выпускницу программы 2013 года архитектора Анну Падерину. Во время ужина-дискуссии в ресторане, организованного в конце марта компанией Amway для своих бывших подопечных и посвященного особенностям женского предпринимательства, девушки увлеченно обсуждали детали оформления интерьера, который может разработать для «Яркой песочницы» студия архитектуры и дизайна Анны. Автор еще одного бизнес-проекта уже этого года — Ольга Гуржий готова сотрудничать с Настей Талышкиной в вопросах оформления сладких столов на детских праздниках — ее candy-bar («бар сладостей») создан именно для этого. Кстати, и первый финалист 2013 года, о которой мы писали в номере «Наших денег» за февраль 2014 года, Ирина Борисова, тоже поддерживает контакты с Настей — она в своей компании «Пряня», широко развернувшейся на грант от Amway, планирует изготавливать сладкие аксессуары для легких тортов.
Так, за легкими застольными разговорами, в процессе живого обмена первым бизнес-опытом прямо у нас на глазах зародилось еще несколько вполне перспективных деловых проектов. Возможно, они и не принесут их авторам шумный коммерческий успех, но точно гарантируют занятость, новый практический опыт, а главное — уверенность в том, что свою жизнь всегда можно изменить в лучшую и интересную сторону.
Программа «Мама-предприниматель» создана по инициативе компании Amway и реализуется с 2013 года. Она работает в пяти городах России — в Москве, Краснодаре, Самаре, Новосибирске и Екатеринбурге. Это чисто социальный проект компании Amway — он никак не связан с продажами или рекламой продукции Amway. Его участниками становятся женщины, находящиеся в декрете или в отпуске по уходу за ребенком. Цель проекта — дать молодым мамам базовый уровень знаний в области предпринимательства, чтобы они могли начать собственный бизнес в абсолютно любой сфере. Потому что свой бизнес — это свобода самовыражения, гибкий график и возможность управлять своей жизнью.
В Екатеринбурге проект реализуется в сотрудничестве с Уральским федеральным университетом. Это бесплатный 72-часовой курс обучения юридическим основам бизнеса, налогообложению, маркетингу, бизнес-планированию с преподавателями УрФУ и бизнес-экспертами. По итогам курса женщины получают свидетельство о повышении квалификации государственного образца, а также становятся участниками конкурса бизнес-проектов, победитель получает грант на свой бизнес в размере 200 тыс. рублей.
В течение 2013 — 2014 годов в России в рамках проекта прошли обучение около 450 женщин.
Подать заявку в проект можно на сайте http://www.мама-предприниматель.рф. Нужно лишь заполнить анкету и предложить свою бизнес-идею. Отбор участников программы 2015 года начнется в июне, обучение стартует в сентябре — октябре.
Елена Тамазова, региональный менеджер по внешнекорпоративным связям Amway
Открывая этот проект, мы хотели предоставить возможность начать собственное дело женщинам, которые временно выключены из активной экономической деятельности, но у которых большой потенциал: молодым мамам с детьми дошкольного возраста и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком. Проект позволяет получить знания и навыки, которые позволят начать работать на себя в любой сфере деятельности. Теперь молодые мамы научились монетизировать свои знания, опыт, хобби. Кондитерская, театр детской моды, игровой клуб, дизайнерские, архитектурные, ландшафтные проекты — все это вполне реальные стартапы, которые не боятся кризиса.
Материнство и предпринимательство вполне совместимы — и примеры удачных стартапов наших «студенток» это как раз доказывают. Более того, оказывается, женщины более успешны в бизнесе, который они выбирают сами. Они спокойнее переносят первые неудачи, они гибче и активнее, чем мужчины, и даже в кризис они находят возможность работать, предлагать востребованные бизнес-идеи, зарабатывать деньги и создавать новые рабочие места. Собственно, это и было целью нашего проекта.
5 советов от участниц программы «Мама-предприниматель»
- Не бойтесь начать делать что-то новое. Меняйте свою судьбу. Ломайте стереотипы. Бизнес не имеет гендерной принадлежности, это способ самореализации для всех.
- Не ждите успеха с первого шага. Никогда не отчаивайтесь. Свой бизнес — это большой труд, который может принести финансовый результат только спустя минимум полгода-год.
- Постарайтесь максимально просчитать все финансовые риски и затраты своего проекта. Калькулятор — ваш лучший друг во время стартапа. Хороший бизнес-план должен учитывать несколько вариантов развития событий.
- Изучите рынок и поймите, чего ждут от вас клиенты. Обратная связь — лучший способ регулировать и улучшать бизнес, вовремя менять его направления.
- Дружите в социальных сетях. Интернет-продажи и интернет-продвижение любого товара — тренд бизнеса 2015 года.
Елена Пресняк